Используя правила композиции (compositio - составление), можно выделить, подчеркнуть в кадре главное по отношению к второстепенному. В композиции всегда есть сюжетный центр, который стягивает на себя все явные и неявные линии взаимодействия объектов. Это могут быть действия, движения или просто взгляды, обращенные к сюжетному центру. Такая композиция называется закрытой. Ее часто используют художники и фотографы, поскольку они имеют в своем распоряжении только один “кадр” (фотоснимок, полотно, холст). Если линий взаимодействия в кадре нет, он распадается на отдельные, не связанные между собой части, получается композиционно не выстроенным. Но в кино и видео есть возможность показать, например, в одном кадре героя, взгляд которого устремлен на объект, находящийся за кадром, а в следующем за ним - объект, привлекший его внимание. Такая композиция кадров называется открытой. Если при этом герой (центр композиции) расположен в центре кадра и статичен, то композиция будет вызывать ощущение равновесия, покоя, в ней нет противопоставления. Подобную композицию называют уравновешенной.
То же ощущение стабильности вызывает вертикальное и горизонтальное расположение объектов в кадре. Но если, к примеру, наклонить объект относительно вертикали, возникает динамическая композиция, в живописи и фотографии ее используют для передачи движения. Наш взгляд всегда непроизвольно скользит по диагонали, что часто используют художники, стремясь направить взгляд зрителя к сюжетному центру. Когда мы снимаем двоих разговаривающих человек (рис. 10), показывая их по очереди, то каждый отдельный кадр имеет неуравновешенную композицию (”воздух” перед каждым из участников, их смещение к краям кадра). Но такие отдельные кадры будут уравновешивать друг друга при чередовании планов (переключении взгляда зрителя с одного участника на другого).
Посмотрим, как нужно проводить съемку диалога (или выступление оратора на трибуне перед залом). Мысленно проведем линию между глазами говорящих, эту линию называют осью общения или линией взгляда. Вы должны снимать собеседников, всегда находясь по одну сторону от линии взгляда (рис. 11). В этом случае после монтажа они будут смотреть друг на друга. Такой прием называют съемкой “восьмеркой” или “крестом”.
Существенную роль в композиции играет и фон. Он несет важную информацию о той среде, где все происходит, но его должно быть столько, сколько нужно. Например, на КП и ДЕТ его почти нет. Активный фон будет отвлекать внимание зрителя от персонажа на первом плане. Если герой, обращаясь к нам, стоит на ОП рядом с автострадой или дверью, которую постоянно кто-то открывает и закрывает, очень скоро мы начнем рассматривать автомобили, проезжающие за его спиной, или людей у этой двери. Медленные колебания волн, наоборот, выделят статично сидящую на берегу (на первом плане) фигуру человека.
Автор: Владимир Фомин
Информация взята из портала: http://www.screenwriter.ru/