Наше зрение объемно, а изображение в кадре двухмерно. Издавна художники, а потом и фотографы старались различными способами передать третье измерение - глубину пространства, перспективу. Предметы, расположенные ближе к камере, находятся на первом плане, следующие - на втором, и последние - на дальнем плане. Они не должны сливаться друг с другом, “слипаться в одной плоскости”, важно создать ощущение глубины пространства. Старайтесь чаще использовать “перспективное” построение кадра.
Существует несколько видов перспектив.
Линейная перспектива: одинаковые объекты имеют тем меньшие размеры, чем дальше они отстоят от камеры.
Оптическая перспектива: при полном “отъезде” перспектива усиливается, а при “наезде” ощущение глубины уменьшается. В этом случае если использовать перевод фокуса с одного объекта на другой, т. е. переключать внимание между этими объектами, то у зрителя возникает иллюзия глубины пространства.
Тональная, или воздушная перспектива: чем дальше от нас объекты, тем слабее их тональная насыщенность, т. е. тем слабее выражен цвет. Размещая более темные (с насыщенными цветами) объекты на переднем плане, а более светлые - на заднем, вы усилите перспективу кадра.
Светотональная перспектива: присутствие в кадре среды, размывающей объекты (съемка в дымке, тумане, дыму), причем степень размытия увеличивается по мере удаленности объектов от камеры.
Передать перспективу позволяет также прием частичного перекрытия, когда на переднем плане перед главным объектом присутствуют элементы среды, которые создают иллюзию пространства. Этот прием усиливает достоверность происходящего, специфику места действия.
Динамическая перспектива: съемка при движении камеры создает ощущение глубины пространства. Зритель при этом как бы перемещается в пространстве и видит объект с разных точек.
Сильное перспективное сокращение называется ракурсом. Съемка проводится под углом к вертикальной плоскости объекта сверху или снизу. В результате герой, снятый камерой, которая расположена на уровне его глаз, выглядит равным зрителю. При съемке с верхней точки мы смотрим на него сверху вниз, он кажется мелким, униженным, побежденным. При съемке с нижней точки уже он смотрит на вас сверху вниз и выглядит величественно, торжественно, гордо, высокомерно.
Автор: Владимир Фомин
Информация взята из портала: http://www.screenwriter.ru/