С 23 июля 2013 года в Министерстве культуры России состоялось первое из четырех заседаний Экспертных советов. Девять групп, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета от 1,5 до 5 миллионов рублей по тематике «Спецпроекты», публично представляли и защищали свои документальные проекты. 6 победителей, собравших наибольшее число голосов, определили тайным голосованием.

Перед началом питчинга эксперты успели обменяться мнениями об общем состоянии отечественного документального кино. Через недели полторы-две в Министерстве культуры должно состояться еще одно заседание Экспертного совета, на котором будут обсуждаться разные документальные проекты. Суть прочитанных заявок лучше всего выразил режиссер Сергей Мирошниченко: «Подавляющая масса авторов хотят снимать о прошлом, даже далеком прошлом. И почти никто не хочет посмотреть в будущее, нет фильмов, в которых что-то должно случиться завтра-послезавтра и документалист готов это событие или человека зафиксировать. Печальное чтение…».

Мэтра поддержала режиссер Ирина Васильева: «Теперь я уже точно знаю, от чего умер Петр Первый. В одной из заявок описано все очень подробно, словно это не заявка документального фильма, а медицинский диагноз».

Обеспокоенность экспертов можно понять. Сегодня кино с исторически-архивным акцентом уже сложно и снимать, и смотреть. Чаще всего все сводится к дикторскому тексту за кадром (или ведущему в кадре), а зритель вынужден смотреть на фрагмент рукописи, живописный портрет героя или на любой подходящий по настроению пейзаж…

Кто остался без субсидий

Именно отсутствие полноценной хроники и стало слабым местом проекта «Самураи Святого Николая». Производство ОАО «Центр национального фильма» при финансовом участии «ТВ-100», хронометраж – 60 минут. Автор сценария Ирина Семашко и режиссер Юрий Кузавков рассказывали о дневниках Николая Японского, о выпускниках токийской православной семинарии, которые выбирали свой путь служения не большевикам, а России во времена Гражданской войны. Эксперты, например, узнали и о том, что благодаря консультанту – японоведу Александру Куланову, уже получен доступ к закрытым архивам ГРУ, ФСБ, японской контрразведки и полиции.
Проект не прошел сито голосования, потому что эксперты, судя по вопросам, засомневались – а что будет в кадре? Ведущий – актер Даниил Страхов? Съемки в храмах, в академии боевых искусств? Несколько архивных фотографий? Достаточно ли этого, чтобы убедительно показать яркую, наполненную опасностью жизнь послушников – семинаристов, которые по совместительству еще были, по сути, и разведчиками? Во всяком случае, тизер будущего фильма никак в этом не убеждал.
Но какой простор для игрового кино, думалось мне во время этой презентации. Может быть, присутствовавшие на питчинге генеральный директор студии Владимир Бажин и главный редактор Николай Чуев не будут отчаиваться и на основе документального сценария начнут разработку художественной картины?

В аутсайдерах оказался и интересный проект «Резо Габриадзе. Истории» режиссера Лео Габриадзе. Производство кинокомпании «ТаББак», продюсер Анастасия Павлович, хронометраж - 90 минут. К сожалению, экспертов не убедила ни сама персона главного героя - сценариста, режиссера Резо Габриадзе, ни пояснения продюсера, что каждый из рассказов будет иллюстрирован рисунками в различных анимационных техниках. Съемки планируются в Тбилиси, Москве и Париже.
Подробнее: http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=146320
   © «ООО Профисинема»