Съемка - один из самых ответственных этапов в создании фильма. События, которые вы собираетесь запечатлеть, неповторимы, поэтому нужно постараться, снимая их, не допустить ошибок, иначе на следующем этапе (монтаже) у вас могут возникнуть проблемы. Прежде чем переходить к практическим рекомендациям и советам, необходимо усвоить основные правила и определения кино- и телеазбуки, их знание поможет верно думать и действовать на съемочной площадке.

Крупность кадра
Слово кадр многозначно. На видеоленту информация записывается со скоростью 25 кадров в секунду. Кадр - это также пространство, ограниченное прямоугольником с соотношением сторон 4:3 (широкоформатный - 16:9), которое оператор “вырезает” из безграничного окружающего его мира. Кадром или планом называется отрезок пленки (в кино) или видеоленты, снятый за время от пуска до остановки камеры (и неважно, сколько раз камеру перемещали за этот период), или материал (видео либо кино) от склейки до склейки.
Как сравнить один кадр с другим? В качестве единицы измерения масштаба кадра человек использует себя, вспомним изречение философа Протагора: “Человек - мера всех вещей”. Если в видоискателе камеры и соответственно в кадре мы видим человека в полный рост, то такой план называется общим. Он останется таким даже в том случае, если в кадре нет человека, но мысленно мы можем его в нем представить. В монтажных листах (и далее в статье) общий план для краткости обозначают аббревиатурой ОП.
На крупном плане (КП) умещается лишь голова человека или соразмерные с ней объекты. Между ОП и КП, как можно догадаться, есть средний план (СП). К средним относятся погрудный, или, как его еще называют на тележаргоне, “молочный”, поясной и поколенный планы, последний на телеслэнге именуется “американским” из-за частого использования этой крупности в фильмах-вестернах. Если в кадре умещаются предметы, соизмеримые с небольшими частями человеческого тела (глаз и часть носа, кисть руки и т. п.), то такой план называется “деталь”. План, на котором фигура человека занимает по вертикали пятую или меньшую часть, называется дальним (ДП) или самым общим. Каждая крупность кадра несет определенную смысловую нагрузку.
На ДП мы видим пространство - место действия, где будут развиваться события, о которых пойдет рассказ, люди на нем едва различимы. Поэтому такой план часто называют “заявочным”.
ОП прекрасно передает пространство, на нем можно видеть людей и их общение между собой, окружающую обстановку. На общих планах мы еще не можем различить выражение лиц, решающее значение здесь имеет поза человека и его расположение в пространстве. ОП, как и ДП, часто используется для обозначения места действия.
СП наиболее универсален, позволяет подробнее увидеть человека, его мимику, жесты (которые передают движение души), костюм, его занятие в данный момент. Неплохо читается фон, предметная среда, обстановка. Подмечено, что в работах начинающих операторов эту крупность кадра используют чаще всего (в ущерб другим).
КП передает эмоции человека, мимику, выражение глаз, его реакцию на то или иное событие, слова собеседника. В крупных планах решающее значение имеет направление взгляда.
”Деталь” - это часть чего-то целого, которая порой более информативна. Этот план акцентирует внимание зрителя на различных предметах, относящихся к теме.
В любом, даже небольшом сюжете всегда используется весь арсенал крупностей планов. В качестве примера давайте рассмотрим, как можно провести съемку такого сюжета: в “наукограде”, еще недавно закрытом городе N (ДП города) в доме ученых (ОП здания) собрались крупнейшие специалисты медицины (ОП зала); доктор К в своем докладе обосновал (СП доктора) создание нового препарата (ДЕТ, пузырек в руке) против болезни Х (ОП проекционного экрана). Это событие привлекло огромный интерес ученых всего мира (ОП зала) и т. д.
Помните: снимая один объект с разными крупностями, вы снимаете кадры с разным содержанием. Содержание (то, что хотел сказать автор) и форма (как передано это содержание) неразрывно связаны между собой. Основной закон художественного произведения гласит: форма должна соответствовать содержанию.

Изменение крупности и направления взгляда
Крупность - это оценка происходящего в кадре. Нужную вам крупность кадра вы можете выбрать, располагая камеру ближе или дальше от объекта съемки. Современные видеокамеры оснащены вариообъективами (ZOOM) - объективами с переменным фокусным расстоянием, которые также позволяют изменять масштаб кадра, не перемещаясь в пространстве вместе с самой камерой (не сходя с места).
В кадре следует оставлять только самое необходимое и отсекать все, что мешает или отвлекает от главного. Можно изменять крупность внутри одного кадра, перемещаясь в пространстве во время съемки или используя ZOOM, это придает съемке большую динамику, поскольку постоянно меняется угол зрения. Изменение масштаба от крупного плана к общему называется “отъезд”, а обратное - от ОП до КП - “наезд”. По смыслу “наезд” - это конкретизация, например: с ОП города мы делаем “наезд” на дом, где живет наш герой. “Отъезд” - это обобщение, например: на крупном плане наш герой ликует после забитого гола, делаем “отъезд” до ОП и показываем, что торжествуют вся трибуна.
Панорама (ПНР) - поворот или наклон камеры для изменения направления съемки. Различают три вида ПНР: обзорную панораму, панорамирование движущихся объектов и быструю перемену направления съемки. Любая ПНР должна начинаться и заканчиваться статичным планом (без движения камеры) - иначе предыдущий и последующий планы плохо смонтируются с панорамой.
Нередко снимают так называемый “разрезной” план - это один кадр, состоящий из начального статичного плана (5-6 с), панорамы и конечного статичного плана (не менее 5-6 с). Если при монтаже вдруг по каким-либо причинам вы решите не использовать ПНР, у вас останется для работы два полноценных плана (начальный и конечный).
ВНИМАНИЕ! Панорама - это своеобразный внутрикадровый монтаж, вы проводите зримую связь между начальным и конечным планами. ПНР точно обозначает масштаб события, убедительно доказывая зрителю единство времени и места действия. Монтаж разрушает единство пространства и реального течения времени. Начальный и конечный планы панорамы должны быть композиционно выстроены, вы обязаны четко представлять, с чего начнется и чем закончится ПНР. Если вы понаблюдаете за профессиональными операторами, то увидите, что они сначала несколько раз репетируют траекторию и скорость предполагаемого движения камеры и только потом нажимают кнопку “REC”. Важно отметить, что движение камеры во время панорамирования должно быть равномерным, без рывков и остановок, таким, как если бы по этой траектории скользил только наш взгляд. Панорама будет более убедительной, органичной и обоснованной, если вы “впустите” в кадр какой-либо объект (идущего человека, движущуюся машину) и, следуя за ним, перенесете взгляд зрителя в другую сторону. При остановке панорамы на конечном плане объект больше можно не сопровождать и “выпустить” его из кадра. Часто ПНР совмещают с “наездом” или “отъездом”, и тогда особую роль играет синхронность исполнения, чтобы это совмещение выглядело естественным. Иногда используют ПНР, при которой камера движется настолько быстро, что все находящееся между начальным и конечным статичными планами смазано и плохо различимо, - такую ПНР называют “перебросом” или “смазкой”. В этом случае для нас важно показать, что начальный и конечный планы связаны между собой, так как события в них происходят в одном пространстве и времени. Прием, когда уходят в “смазку” с одного плана, а выходят из нее уже на другом, можно применять, чтобы создать иллюзию одновременности происходящего, хотя реальные события, показываемые в этих кадрах, могут быть разнесены и во времени, и - почти всегда - в пространстве. В документальном кино или репортажных съемках, где развитие событий непредсказуемо, чаще используют ПНР справа налево. Оператор правым глазом смотрит в видоискатель, а левым наблюдает за тем, что происходит вокруг. Событие, происходящее рядом, может быть, более значимо или придает всему действию другой смысл - в этом случае он использует ПНР. “Отъезд”, “наезд” или панорама всегда должны быть обоснованными по смыслу и длительности. Длинные, затянутые панорамы заведомо не войдут в эпизод с быстрым темпом. Если в событиях нет ничего экстренного и архиважного, то лучше не делать неподготовленную, не отрепетированную ПНР. Разумнее снять несколько хорошо выстроенных по композиции статичных планов и предоставить зрителю возможность и время самому рассмотреть кадр и происходящие в нем события. И не поливайте панорамами, наездами и отъездами - необоснованно частое использование этих приемов вызывает у зрителя только раздражение.
Автор: Владимир Фомин
Информация взята из портала: http://www.screenwriter.ru/