15 мая 2013 года европейской премьерой фильма База Лурмана «Великий Гэтсби» открылся 66 Каннский кинофестиваль. Бюджет поражает воображение - $105 млн. долларов! Кассовые сборы за две недели в США составили $88,2 млн. долларов. Чтобы окупились затраты на производство экранизации популярного романа, фильму надо собрать не менее 300 миллионов долларов. Задача вполне реальная. Мировой прокат только начинается. С 16 мая поклонники Леонардо ДиКаприо смогут увидеть своего любимого актера и на российских экранах (дистрибьютор – компания Каро Премьер).
В США фильм в прокате с 10 мая. И уже можно прочитать в блогах любителей киноблох про телефоны, которые появились в середине 30-х, когда действие в романе ограничено 1922-м годом. Или что Duesenberg Model J., желтое авто Гэтсби, на самом деле было произведено в 1929. Но это мелочи, если сравнивать с музыкальным микстом из произведений «эпохи джаза» с кавером Бейонсе и Andre 3000 на хит Эмми Уайнхаус «Back to Black» 2006 года. Да и сама Бейонсе удостоилась кавера «Crazy in Love» в исполнении Эмели Санде, Брайан Ферри и Bryan Ferry Orchestra.
Такое же пиршество дизайна и в кадре. В рапиде рассыпанный по паркету жемчуг смотрится эффектнее, чем, как в книге, выброшенное колье в мусорную корзину. И танец Гэтсби возле открытых полок на втором этаже, вместо скучных шкафов, описанных Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. Действительно, завораживающий эпизод, когда парящие в воздухе многочисленные рубашки накрывают на первом этаже, сидящую на огромном диване Дэзи. А еще снежники, конфетти, капли дождя, усиленные форматом 3D. Впечатляют и пролеты камеры над Нью-Йорком, над Лонг – Айлендом. И буковки текста Фицджеральда, дублирующие финальный монолог Ника Каррауэя.
Весь этот буйный кинодизайн действительно адекватен автору, но он же и стал главной ловушкой для База Лурмана. Основная его проблема, на мой взгляд, актеры. В массовых сценах сверкают платья, украшения, кто-то постоянно купается в бассейне, открывает шампанское, но вскоре возникает ощущение, что массовка вечеринок Гэтсби слишком густая, особенно на первом плане, а артисты не знают, куда им двигаться, чем себя занять.
Режиссер ко всем актерам относится к как неизбежным деталям пейзажа. Я не могу придумать другого объяснения, почему в их игре столько нажима, выпученных глаз и истерики. Потому на фоне шумных Леонардо ДиКаприо (Гэтсби) и особенно Тоби Магуайра (Ник), интереснее наблюдать за Джоэлем Эджертоном, сыгравшем уверенного в себе мужа Дэзи.
Кэри Маллиган, исполнительница роли Дэзи, за весь фильм и вовсе не меняет выражение лица. А отсутствие в общих сценах с ДиКаприо (казалось бы!) экранной химии между актерами позволяет не столько сопереживать героям, сколько отвлекаться на многочисленные родинки актрисы.
Фильм начинается и завершается монологами Ника. Он же постоянно говорит и за кадром, словно зрителю постоянно требуется объяснение и происходящему, и каждому поступку или состоянию любого из персонажей. И ощущение, что и исповедь врачу, и финальное прямое объединение Ника и Фицджеральда, появились по окончании первого варианта монтажа, по ходу фильма лишь усиливается.
Я вовсе не утверждаю, что это так, и, может быть, так было задумано и в сценарии. Но ведь долго что-то в фильме не складывалось. Не зря же переносилась дата выпуска в декабре 2012 года (съемки шли с первого сентября 2011 года по 4 января 2012) и продюсеры отказались от надежды включится в погоню за «Оскаром».
В любом случае, закадровые комментарии выглядят как вынужденный компромисс режиссера, стягивающий фильм в жесткий каркас, но уничтожающий сопереживание к романтической влюбленности Гэтсби. О которой помнишь по роману, но которая в фильме представлена так красиво и так иллюстративно.
К сожалению.
Автор: Вита Рамм
Информация взята из портала: http://www.proficinema.ru/
© «ООО Профисинема»